No Image

Яркие лампы в габариты

3 просмотров
21 января 2020

Зачем менять стандартные лампы накаливания на светодиодные? Тому может быть несколько причин. Кто-то хочет таким образом протюнинговать машину, сделать габариты ярче и белее (например, в пару к холодному ксенону). Кто-то не доволен сроком службы ламп накаливания (500-1000 часов). Кто-то хочет сэкономить на потребляемой энергии и значит бензине. А кто-то просто за технический прогресс.
На рынке множество предложений, от самых дешевых (от 20 центов) до дорогих (50 долларов). Можно растеряться и в результате неправильного выбора выкинуть деньги на ветер, переплатив за дорогую лампу, или разочароваться в светодиодных лампах, купив самые дешевые. Вникнув в непростые проблемы светодиодного света для габаритов, я постарался написать рекомендации для правильного их выбора.

Лампу для габаритных огней следует выбирать, исходя из следующих параметров:

1. Яркость лампы.
Яркость ламп оценивается по световому потоку лампы, измеряемому в люменах (лм). Световой поток обычной лампы накаливания около 50 лм. Габаритные огни должны показывать участникам дорожного движения габариты вашего автомобиля. Они не должны слепить других водителей и приводить к ДТП. Поэтому световой поток светодиодной лампы для габаритов не должен быть более 150 лм. Оптимальное значение 50-100 лм.

2. Нагрев лампы.
Внутри фары, особенно летом в пробке, корпус фары и воздух внутри нее могут нагреться до 100-200 градусов. К этому добавляется самонагрев лампы габаритов. Чем больше ее мощность, тем больше лампа нагревается. Это еще одна причина не использовать избыточно яркие, а значит и мощные лампы.
Обычно в современных автомобилях используются, так называемые, безцокольные лампы (цоколь W5W или Т10). Размеры таких ламп очень маленькие и если изготавливать мощные светодиодные лампы под такой цоколь, следует понимать, что эффективная площадь лампы не позволит рассеять выделяемое светодиодами тепло. К тому же, лампы с раздутыми размерами могут не влезть в отверстие для установки. А если с трудом влезут, могут быть проблемы с их извлечением.
Светодиоды, работающие с перегревом имеют значительно меньший срок службы.

3. Питание лампы.
Обычно изготовители ламп указывают напряжение питания 12В. Это номинальное значение. Но нужно помнить, что при исправном генераторе напряжение зарядки АКБ должно составлять 14,1±0,2 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете. Если лампа рассчитана на напряжение 12 В и не имеет стабилизатора тока или напряжения, то ток через светодиоды превышает расчетный минимум в два раза. Ограничивающий резистор при этом также перегревается вследствие превышения выделяемой на нем мощности. Долго такие лампы не живут.
Светодиоды желательно питать стабильным током. Поэтому лучше обращать внимание на лампы, имеющие стабилизатор тока. Обычно у таких ламп производитель указывает пределы питающего напряжения от и до.

Читайте также:  7405 1012040 Элемент фильтра масляного

4. Конструкция лампы.
Бюджетные лампы имеют пластиковый цоколь, оплавляющийся от нагрева лампы. Более дорогие лампы имеют цоколь из теплостойкой пластмассы. Отдельно стоит рассмотреть лампы, вообще не имеющие цоколя. Контакты таких ламп выполнены на стеклотекстолите печатной платы. Следовательно, оплавляться в них нечему (корпуса качественных светодиодов рассчитаны на большие температуры).
Угол освещения лампы должен быть не менее 270 градусов, чтобы свет попадал в отражатель и габаритные огни представляли собой хорошо видимое световое пятно. Лампы с центральной линзой и без боковых светодиодов светят только вперед и для окружающих видятся точкой света диаметром 10-12 мм.
Для передних габаритов длина лампы может быть больше 30 мм, так как место в фаре, как правило, есть. Большая длина лампы позволит лампе лучше охлаждаться. Однако данная длина может не подойти для установки ламп в задние габаритные огни — она будет упираться в плафон фонаря. Для задних габаритных огней подойдет лампа с минимальной длиной. Яркость также не должна быть большой. Иначе и плафон может оплавиться и сзади едущие водители спасибо не скажут.

5. Имитация нагрузки лампы накаливания.
Некоторые автомобили контролируют целостность ламп габаритных огней. Если ток, потребляемый габаритным освещением меньше установленного на заводе, бортовой компьютер может выдавать ошибку или вообще снять напряжение с этих цепей.
Чтобы этого не происходило, потребляемая мощность лампы должна быть 3-5 Вт. Есть несколько вариантов увеличить потребляемый ток: установить дополнительную нагрузку — обманку в саму лампу, внешнюю обманку за лампой, сделать общую обманку на всю цепь габаритов, изменить уставки в реле (на старых машинах) или бортовом компьютере.
Если необходимости в обманке нет, ставить ее не стоит, так как она не позволит экономить на лучшей светоотдаче светодиодных ламп, а в случае встроенных в лампу обманок, еще и приведет к дополнительному нагреву лампы.

6. Цена лампы
Однозначно не стоит покупать дешевые лампы, если вы не хотите их часто менять. Лампы, продаваемые на Алиэкспрессе не имеют стабилизации тока, их схема не выдерживает критики и рассчитаны они на 12 В. И, как правило, светодиоды в них используются из отбраковки. Достойные лампы делают именитые бренды, например Osram, Phillips. Очень надежные лампы. В основном за счет малой мощности и светового потока (50 лм), а также качественного исполнения. Цена около 15 долларов за пару. Лампы за бОльшую стоимость тоже не имеет смысла покупать, так как обычно это лампы с большой яркостью и малым сроком службы.

Вот наконец я и закончил работу над яркими передними габаритами. Кроме главной цели — изготовить сами габариты, была еще одна: поработать с мощными светодиодами и стабилизаторами тока для них.
Больше всего времени у меня отняло изготовление радиаторов охлаждения специальной формы, чтобы они помимо свой основной функции — рассеивать излишки тепла — еще и могли свободно садится на стандартное посадочное место в фаре, где не так уж и много места. В итоге получилась следующая конструкция:

Читайте также:  Молдинг универсальный 16 мм на весту

Радиаторы разной формы и величины были изготовлены и опробованы и только последний вариант встал без проблем на свое положенное место.

В качестве "светящих элементов" я выбрал одноваттные светодиоды от TOSHIBA с цветовой температурой 5000К (натуральный белый свет) и очень хорошей светоотдачей 145 Лм/Вт.

Каждый светодиод был запаян на отдельную плату из фольгированного алюминия толщиной 1,5 мм.

Одна габаритная "лампа" содержит по два таких светодиода, соединенных последовательно.
Стабилизатор тока я собрал на хорошо всем известном интегральном драйвере с минимальным количеством внешних элементов ZXLD1360(PT4115), по стандартной схеме включения из datasheet. Ток через светодиоды величиной 200мА был задан резистором 0,5 Ом. При этом яркость каждого светодиода по графику из документации должна составить 90Лм, т.е. общая яркость каждой "лампы" порядка 180 Лм.

Форма платы стабилизатора позволяет вставлять ее непосредственно в разъем заводской габаритной лампы.

С установленными элементами плата выглядит вот таким образом:

После "запайки" светодиодов на их платы, при помощи теплопроводящего клея они были приклеены к радиаторам, в которые предварительно были продеты два провода МГТФ с площадью поперечного сечения 0,35 кв. мм. Когда клей застыл, к платам светодиодов подпаял те самые, "продетые", провода.
Для плотной посадки в радиаторе был сделан специальный паз под установку резинового кольца (на фото его видно)

Собрал все окончательно. Надел термоусадку и пошел устанавливать на машину.

На авто сделал несколько фотографий для сравнения с разными лампами.

Стандартный габарит на лампе накаливания W5W слева и светодиодная габаритная лампа MTF которая стояла у меня очень давно справа (по данным с сайта GE яркость стандартной лампы T10 (W5W) составляет 50 Лм, яркость светодиодной MTF по данным производителя — 25 Лм).

Следующее сравнение слева вновь изготовленный светодиодный габарит, справа лампа MTF.

Не прошло и трех лет владения автомобилем Пежо 308 и тут внезапно выяснилось, что оказывается лампа переднего габарита P21/5W или в простонародье называемая "большой цоколь на два контакта" у нас на машине выполняет не только роль переднего габарита, но и функцию дневных ходовых огней.
Вот такая лампа:

По началу даже удивлялся почему такую лампу производителя угораздило поставит на габариты, думал что ради унификации.
Все оказалось гораздо проще. В режиме габарита работает первая нить на лампочке с мощностью 5 ватт, а при режиме ДХО (DRL) вторая на 21 ватт. Этот режим включается выбором соответствующей галочке в меню настройки. При активизации этой настройки и заведенном двигателе эта лампа будет всегда работать. Удобно-да!
Но так как мы уже в 21м веке, то и нужно-же двигаться в ногу со временем и поменять эту лампу на светодиодную.
Для пробы решил установить наиболее яркую их подобного рода ламп в настоящий момент на светодиодном рынке: назвается 1156-16W OSRAM (white)

Читайте также:  Как зарядить аккумулятор если нет зарядки

Лампы оснащены светодиодами от OSRAM серии Oslon.

Процесс установки не занимает много времени, так как доступ к лампам не затруднен, пять минут и все готово.
Установленная лампа в фаре выглядит очень эстетично, можно даже сказать -красиво!

В сравнении с предыдущей моделью описанной в прошлом посте БЖ
можно заметить большую яркость и свет свечения ближе к дневному- нейтральному спектру, на глаз эдак 4800-5000К

Довольны полученным результатом я отправился на машине домой.
Ехал неспешно, но обратил внимание, что почему-то перед мной потихоньку да машины расступаются. Думаю: " О!, значит действуют лампы-ярко светят, все меня замечают!"
Да не тут-то было…
Добираюсь до дома, а поездка с работы заняла от силы минут 15, выхожу из машины, и… О Ужас. Лампы превратились в "злые стробоскопы" причем с частотой моргания примерно раз 200 в секунду. Теперь-то понятно почему народ от меня шарахался 🙂
Так как по своей натуре я очень не приветствую на автомобилях подобного рода моргалки-мигалки (вплоть до красно-синих), то мне стало даже немножко стыдно, что последние 10-15 минут я перемещался на авто с таким устройством.
Вытаскиваю лампы, а к ним прикоснуться невозможно, прямо руки обжигают, градусов не менее 70 так точно.

Какой-же можно сделать из этого вывод?
А вывод будет такой. Да- лампа яркая, красивая, хорошо выглядит в фаре и светит отлично, в составе фирменные диоды OSRAM, НО! ее конструкция на позволяет должным образом обеспечить охлаждение и светодиодам и драйверу светодиодов который находится внутри лампы. От чрезмерного перегрева видимо что-то там внутри происходит, что лампа начинает "стробоскопировать".
Дал ламе остыть- включаю, все нормально, все работает. Гипотеза подтверждается.
"А где-же тогда можно использовать подобные лампы?"- спросите вы.
Такие лампы можно использовать там, где она не будет постоянно работать на полною мощность- скажем в режиме СТОП или СТОП-ГАБАРИТ или в повторителях поворотов или лампы заднего хода. Там где продолжительность включения будет меньше 50%.
Пришлось установить назад предыдущие модели светодиодных ламп.
Если будут новые интересные решения данного вопроса, обязательно напишу об этом.

Комментировать
3 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector