No Image

Экономайзер принудительного холостого хода

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
21 января 2020

Что то последнее время машинка стала ехать как то не так…
В очередной раз передвигаясь на своем ВАЗике, заметил что тахометр не "делает полочку" в р-не 2000 об., т.е. при резком нажатии сцепления, стрелка тахометра быстро стремиться к 800 оборотам, не задерживаясь на циферблате.
Ну тут вообще без вариантов — ЭПХХ.

Я не стал заморачиваться и проверять винты, контакты и электромагнитный клапан. Карб я недавно перебирал и контакт на винте количества чистый и провод целый, электромагнитный клапан тоже был в норме. Решил просто заменить экономайзер принудительного холостого хода (в простонародии — ЭПХХ). Как бы неисправность на лицо. По скольку я никогда к нему не обращался, решил почитать шож оно такое и как именно он работает, и чем они отличаются.
И так, отличия ЭПХХ.

Картинка из мурзилки, как же он подключается и что куда идет из проводов.

А это попроще схема, без черного ящика, замка и прочего.

Собственно поехал на базар и купил за 45 грн. ЭПХХ 5013.3761

Данные от производителя.
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ЭПХХ 5013.3761

Общие сведения:
Блок управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ) 5013.3761 предназначен для включения/отключения электромагнитного клапана ЭПХХ с целью повышения экономии топлива и снижения токсичности выхлопных газов автомобиля.
Применяемость: автомобили ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, ВАЗ-2121 и др. с карбюратором “Солекс”.
Блок управления ЭПХХ 5013.3761 обеспечивает:
— управление электромагнитным клапаном экономайзера принудительного холостого хода;
— защиту цепи управления клапаном экономайзера от короткого замыкания на “массу” автомобиля* ;
— защиту от понижения сопротивления цепи клапана ЭПХХ*.

Технические данные:
Номинальное напряжение питания, В 12,0
Допустимые пределы напряжения питания, В 6,0 . 18,0
Максимальный ток коммутации, А 1,0 ± 0,2
Частота вращения коленчатого вала 4-тактного 4-цилиндрового двигателя, об/мин (Гц):
— соответствующая включению клапана ЭПХХ 1709 ± 85,5 (56,9 ± 2,85)
— соответствующая выключению клапана ЭПХХ 1900 ± 96 (63,3 ± 3,2)
Превышение частоты выключения клапана ЭПХХ над частотой включения (гистерезис), об/мин (Гц), не менее 191 (6,37)
Максимально допустимое воздействие повышенного напряжения питания до 5 мин., В 25,0
Максимально допустимые перенапряжения положительной и отрицательной полярности, В 160,0

Многие просто "глушат" эту систему с комментарием "та что она там экономит, 0,5 литра на сотню". Может они и правы, но я придерживаюсь того, что если инженеры решили это запихнуть под капот Самары, значит оно там все таки нужно, да и токсичность выхлопа будет меньше.
И так, зачем же нужна эта мудреная система, которая может иногда парить мозг?

Условно можно разделить работу двигателя и соответственно карбюратора на холостом ходу на два режима.
Первый режим — обычный холостой ход.
При обычном холостом ходе двигатель работает, дроссельная заслонка почти закрыта (зазор регулировки ХХ), но автомобиль не двигается. Для образования бензиново-воздушной смеси карбюратором подается относительно небольшое количество бензина. Это количество рассчитано ровно столько, что бы обеспечить стабильную работу и не дать двигателю заглохнуть.
Второй режим — принудительный холостой ход.
Этот режим актуален, когда происходит торможение двигателем, не нажата педаль "газа" и коробка находится на передаче. При движении с "горки" или при стабильном накате (с определенными условиями) двигателю не нужно вырабатывать столько мощности, что бы "толкать" автомобиль, так как автомобиль движется по инерции, а усилие передается от колес, через коробку передач на двигатель. Получается что не двигатель вращает колеса а наоборот. Т.е. поршни движутся не благодаря сжиганию топлива в камере сгорания а благодаря коробки передач.
Тогда напрашивается закономерный вывод, что в этот момент бензин вообще не нужен. Вот для этого и стоит ЭПХХ, который посредством электро-магнитного клапана перекрывает подачу топлива в двигатель. Дроссельная заслонка закрыта, разряжения нет и ГДС камеры не работает, и по идее должна работать система ХХ, но клапан то перекрыт, топливо не проходит! Вот оно счастье автовладельца, машина едет а топливо не тратится 🙂
Но, эта система работает только при определенных условиях, такие как обороты коленчатого вала (это условие задается типом настроек ЭПХХ), закрытая дроссельная заслонка и включенная передача.
Экономайзер состоит из электромагнитного клапана, который перекрывает подачу топлива в систему ХХ, датчика крайнего положения дроссельной заслонки и блока управления.
Сам принцип работы системы (что на что давит и куда и как подаются сигналы) я не стану описывать, так как информации полно в интернете. Я постарался простыми словами описать что же именно делает система ЭПХХ, и надеюсь мне это удалось.

Читайте также:  Установка номера в рамку

Вывод.
Экономайзер принудительного холостого хода экономит топливо, но это количество для каждого водителя и автомобиля разное, так как напрямую зависит от стиля вождения. Так же данная система уменьшает вероятность детонации при торможении двигателем, уменьшает токсичность выпуска и перекрывает механически подачу топлива после выключения зажигания, предотвращая тем самым детонацию на заглушенном двигателе. И все. На это роль и влияние работы ЭПХХ закончено. Т.е. из вышеописанного можно предположить (хотя, как показывает практика, что так оно и есть) что работоспособность ДВС и машины в целом, может обходится и без этой системы.

Я решил, что оно мне надо и решил восстановить работоспособность этой системы.
Загнал машинку в гараж.

Скрутил ЭПХХ, только потом вынул колодку из разъема, уж сильно тяжело ее оттуда вытащить.

При движении в городских условиях до четверти всего времени двигатель работает в режиме принудительного холостого хода. Это происходит при тор­можении двигателем, переключении передач, движении автомобиля накатом и т.д. В этих режимах дроссельная заслонка карбюратора закрыта (педаль упра­вления дроссельной заслонкой полностью отпущена), частота вращения ко­ленчатого вала двигателя превышает частоту вращения его самостоятельного холостого хода.

На принудительном холостом ходу коленчатый вал двигателя вращается за счет кинетической энергии автомобиля. Автомобиль движется с включенной передачей и отпущенной педалью управления дроссельной заслонкой, поэтому двигатель расходует топливо, не выполняя полезной работы. В режиме прину­дительного холостого хода от двигателя не требуется отдача мощности, а сго­рание горючей смеси приводит только к загрязнению окружающей среды. В ре­зультате быстрого закрытия дроссельной заслонки горючая смесь переобога­щается и токсичность отработавших газов увеличивается.

Для снижения расхода топлива, уменьшения токсичности отработавших газов на грузовых и легковых автомобилях применяют электронные системы автомати­ческого управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ). ЭПХХ предназначена для прекращения подачи топлива в режиме принуди­тельного холостого хода.

В состав системы автоматического управления ЭПХХ входит электронный блок управления, электромагнитный клапан и концевой выключатель карбюратора (микровыключатель, датчик-винт и т.п.).

Режим принудительного холостого хода отличают два признака:

1) частота вращения коленчатого вала двигателя больше частоты в режиме холостого хода;

2) дроссельная заслонка карбюратора закрыта.

Отключение топливоподачи на принудительном холостом ходу (ПХХ) производится при помощи установленного в крышке карбюратора электромагнитного клапана на топливном жиклере холостого хода. Подачей тока в обмотку электромагнитного клапана управляет электронное устройство – блок управления ЭПХХ, соединенный в электрическую цепь с электромагнитным клапаном, источником питания, катушкой зажигания, датчиком положения дроссельной заслонки на карбюраторе, а также «массой» автомобиля.

Режим ПХХ наступает (ему у разных двигателей соответствуют различные частоты вращения и закрытие дрос­сельной заслонки), когда блок управления ЭПХХ регистрирует одновременное наличие двух вышеперечисленных признаков. После окончания режима ПХХ, когда происходит открытие дроссельной за­слонки и частота вращения вала увеличивается за счет работы главной дози­рующей системы карбюратора, при достижении определенной частоты враще­ния коленчатого вала электронный блок управления ЭПХХ дает управляющий сигнал на элект­ромагнитный клапан. Начинается подача топлива через систему холостого хо­да карбюратора.

На рис. 3.3. представлена структурная схема системы автоматического управления ЭПХХ.

Рис. 3.3. Структурная схема системы автоматического управления ЭПХХ

Импульсы тока от катушки зажигания 2 (рис. 3.4) дают информацию о частоте вращения, а датчик положения дроссельной заслонки, которым является концевой выключатель карбюратора (датчик-винт ЭПХХ) 5, механически замыкаемый на «массу» при полностью закрытой заслонке (педаль “газа” отпущена), сигнализирует о переходе карбюратора в режим ПХХ. При нажатой педали “газа” (разомкнутом выключателе) электромагнитный клапан 4 включен независимо от частоты вращения коленчатого вала. Питание на блок управления 3 подается только при включенном зажигании, поэтому при выключении зажигания одновременно отключается и электромагнитный клапан (независимо от положения концевого выключателя карбюратора).

Рис. 3.4. Схема системы управления электромагнитного клапаном карбюратора:

1 – выключатель зажигания; 2 – катушка зажигания; 3 – блок управления ЭПХХ; 4 – электромагнитный клапан; 5 – концевой выключатель карбюратора (датчик-винт ЭПХХ); А – к источникам питания.

Читайте также:  Панель управления газель бизнес

Обесточивание электромагнитного клапана происходит также и при выключении зажигания, чем исключается возможность возникновения работы двигателя с самовоспламенением.

Система автоматического управления ЭПХХ грузовых и легковых автомобилей несколько отличаются по алго­ритму управления, схеме и конструктивному исполнению. Принципиальные схе­мы электронных блоков управления ЭПХХ легковых и грузовых автомобилей зависят от закона управления электромагнитным клапаном карбюратора, т.е. соотношения частоты вращения вала двигателя и положения дроссельной заслонки

В блок управления 50.3761 (см. рис. 3.5) входной сигнал с первичной обмотки катушки зажигания подается на вывод 4 микросхемы А1. На выводе 3 микро­схемы А1 формируются импульсы постоянной длительности, частота повторе­ния которых соответствует частоте входных сигналов (от прерывателя). На транзисторах VT1 и VT2 построен ключ, который во время действия импульса на входе микросхемы А1 разряжает времязадающий конденсатор С1. В паузе ме­жду импульсами конденсатор С1 заряжается через резисторы R1 и R2. Макси­мальное напряжение, до которого заряжается конденсатор С1, увеличивается с уменьшением частоты сигнала.

Рис. 3.5. Принципиальная схема блока управления ЭПХХ 50.3761:

А1 и А2 – микросхемы ; S1 – микровыключатель; 1 – катушка зажигания; 2 – пневмоклапан; Х1, Х2, Х4, Х5, Х6 – выводы блока управления ЭПХХ

На транзисторах VT3 и VT4 построен пороговый элемент. Когда напряжение на конденсаторе С1 превысит опорное значение, равное примерно 8 В, эти тран­зисторы открываются.

Таким образом, при уменьшении частоты входного сигнала ниже порога вклю­чения конденсатор С1 успевает зарядиться до напряжения, превышающего опорное значение порогового элемента. При этом транзисторы VT3 и VT4 от­крываются и через микросхему А2 на базу транзистора VT6 подается сигнал, который открывает транзистор VT6 и, следовательно, транзистор VT8 и на электромагнитный клапан подается напряжение.

При соединении штекера Х5 с «массой» (через контакты датчика положения дроссельной заслонки) входное напряжение на электромагнитном клапане из­меняется в зависимости от частоты на входе. При отключении штекера Х5 от «массы» закрывается транзистор VT7, а транзистор VT5 открывается. Соответ­ственно открывается выходной транзистор VT8. При этом «+» от аккумулятор­ной батареи постоянно подключен к электромагнитному клапану независимо от частоты входного сигнала.

В микропроцессорной системе управления зажигания и ЭПХХ автомобиля ЗИЛ-431410 на вход контроллера 8 (рис. 3.6) поступают сигналы от датчиков частоты вращения коленчатого вала двигателя, температуры охлаждающей жидкости и положения дроссельной заслонки, а также от датчика нагрузки кон­троллера, к которому из смесительной камеры карбюратора подается разреже­ние. Контроллер на выходе формирует сигнал управления клапанами ЭПХХ.

При частоте вращения коленчатого вала менее 1000 мин -1 , температуре охла­ждающей жидкости менее 60 0 С, незакрытой дроссельной заслонке и разреже­нии в смесительной камере карбюратора менее 520 мм рт.ст. контроллер от­ключает электромагнитные клапаны и двигатель автоматически возобновляет работу на холостом ходу.

При частоте вращения коленчатого вала двигателя более 1100 мин -1 темпе­ратуре охлаждающей жидкости более 60 °С, полностью прикрытой дроссельной заслонке (педаль управления дроссельной заслонкой отпущена) или разреже­нии в смесительной камере карбюратора более 560 мм рт.ст. контроллер вклю­чает электромагнитные клапаны, которые перекрывают каналы подачи топли­ва в систему холостого хода карбюратора (режим торможения двигателем).

Рис. 3.6. Схема соединений микропроцессорной системы управления зажиганием и ЭПХХ:

1 – распределитель; 2 – катушка зажигания; 3 – резервное устройство (вибратор); 4 – коммутатор; 5 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 6 – электромагнитные клапаны ЭПХХ; 7 – выклю­чатель зажигания; 8 – контроллер; 9 – датчик положения дроссельной заслонки; 10 – датчик начала отсчета; 11 – датчик угловых импульсов; 12 – вид на разъем датчика угловых импульсов

Блок управления выполняется на печатной плате и располагается внутри пластмассового корпуса. Для охлаждения силового транзистора к нему примыкает пластина – теплоотвод. Штекерная колодка выполнена заодно с крышкой блока, имеющей шесть пазов для прохода штекеров.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Какое полузабытое, а для кого-то и вообще незнакомое слово – экономайзер! Карбюраторы, которые долгие годы исправно трудились на автомобиле, постепенно уступили свое место различным системам впрыска. Но автомобильный век долог, и порой кому-то приходится сталкиваться с машинами, в которых еще находится место для карбюратора. Ну а его нормальная работа обеспечивается рядом дополнительных устройств, среди них невозможно не упомянуть экономайзер топлива.

Читайте также:  Штрафы гибдд по номеру автомашины

Что такое экономайзер в автомобиле?

Работа ДВС основана на сгорании топливовоздушной смеси (ТВС). Ее состав зависит от нагрузки мотора, и должен быть разным при ее изменении. Это означает изменение соотношение между кислородом (воздухом) и бензином при изменении условий движения. Нужные пропорции обеспечивает карбюратор, или в современных машинах – контроллер впрыска. Поэтому, прежде чем говорить про экономайзер, надо рассмотреть работу карбюратора.

Как работает карбюратор

Понять его принцип работы поможет приведенный рисунок.

Это самый простой вариант карбюратора, можно сказать, только поясняющий его устройство и основную идею. Бензин находится в поплавковой камере на постоянном уровне, который поддерживается работой игольчатого клапана. Через воздушный фильтр воздух всасывается в цилиндры двигателя. Он проходит смесительную камеру, благодаря имеющемуся там сужению, в этом месте создается разрежение по отношению к поплавковой, в которой поддерживается уровень атмосферного давления.

Из-за возникшей разницы давлений в смесительную камеру попадает горючее. Проходя через жиклер, оно разбивается на мелкие капельки, испаряется и смешивается с воздухом, вследствие чего образуется ТВС, поступающая в цилиндры мотора. Соотношение между этими компонентами зависит от положения заслонки карбюратора, связанной с положением педали акселератора. Чем сильнее на автомобиле она нажата, тем больше открыта заслонка, выше степень разрежения и больше бензина поступает на образование смеси.

Назначение экономайзера

В тот момент, когда заслонка почти полностью открыта, автомобильный мотор испытывает максимальные нагрузки, а значит, для их преодоления ему требуется большее количество бензина, чем во время работы на обычных режимах. При этом и начинает работать экономайзер, топлива на образование смеси поступает больше, и смесь становится обогащенной. Его назначение и устройство, а также для чего нужен экономайзер, становится понятно из рисунка:

Дроссельная заслонка карбюратора через тяги и рычаги связана со специальным клапаном. Когда она полностью открыта, это вызывает его срабатывание, и дополнительное количество бензина, проходя жиклер экономайзера, идет на образование ТВС. Такое поступление топлива вызывает обогащение смеси и обеспечивает работу мотора при повышенной нагрузке. Когда отпускается педаль газа, заслонка прикрывается, пружина закрывает клапан и работа экономайзера прекращается.

Конструктивно устройство экономайзера может быть выполнено различными способами, конкретную реализацию их затрагивать не будем, т.к. для карбюратора после появления контроллеров впрыска история развития закончилась.

Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ)

Рассматривая автомобильный экономайзер, нельзя обойти стороной и такое устройство, как ЭПХХ. У него совсем другое назначение, чем у обычного экономайзера. Если последний, как мы только что рассмотрели, обогащает топливную смесь при значительных нагрузках, то ЭПХХ, наоборот, обеспечивает экономию топлива. Режим принудительного холостого хода – особый вариант движения.

Как правило, это связано с торможением двигателем при движении на спуске или накатом, когда скорость включена и газ отпущен. ЭПХХ дополняет имеющуюся в карбюраторе систему холостого хода. Она выполняет подачу топлива в двигатель при закрытой заслонке. В этом случае за счет разрежения, создаваемого под ней, горючее по специальному каналу холостого хода проходит через жиклер и поступает в мотор, что и обеспечивает его работу в таком режиме.

Однако если при этом машина двигается накатом или с горки, то коленчатый вал вращается с большей частотой, чем свойственно режиму холостого хода, что вызывает повышенное потребление бензина и снижает эффективность торможения двигателем. Для исключения этого срабатывает ЭПХХ, и поступление топлива прекращается. В режиме принудительного холостого хода поступление бензина прерывается с помощью электромагнитного клапана, управляемого достаточно простым электронным блоком.

Исходными данными для срабатывания ЭПХХ (электромагнитного клапана) являются сигнал датчика о закрытой заслонке и повышенное число оборотов коленвала. Такой режим ЭПХХ поддерживает пока:

  • скорость движения при отпущенной дроссельной заслонке не уменьшится;
  • не будет выключена передача и автомобиль начнет двигаться в режиме обычного холостого хода;
  • водителем не будет нажата педаль газа и движение продолжится с повышенной скоростью, экономайзер выключится по положению заслонки.

Работа экономайзера в составе карбюратора обеспечивает обогащение ТВС при повышенной нагрузке, а также экономию топлива и лучшую эффективность торможения мотором в режиме принудительного холостого хода.
" alt="">

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector