No Image

Эксплуатация турбированного бензинового двигателя

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
21 января 2020

Для многих автолюбителей покупка автомобиля с турбированным двигателем – это реализация давней мечты. Но здесь речь идет об особой конструкции системы впуска и смазки, поэтому счастливый обладатель должен проявлять большее внимание своему «железному коню» и правильно его эксплуатировать. В противном случае неисправности турбодвигателя станут очень частным явлением и испортят много нервов автолюбителю. В данной статье приведем шесть полезных рекомендаций, которые помогут с максимальной эффективностью использоваться возможности турбированного двигателя и избежать поломок.

Следите за фильтрами

Всегда держите на контроле исправное стояние масляного и воздушного фильтра автомобиля. Для такого двигателя эти моменты являются особенно важными. Кроме этого, при замене необходимо четко соблюдать требования производителя и производить установку деталей только рекомендованных марок.

Контроль за системой смазки

Если дело дошло до ремонта турбины вашего автомобиля, то в первую очередь необходимо проверять состояние масла и смазки. Никаких лишних примесей в составе быть не должно. Проверку коленвала желательно осуществлять при заглушенном двигателе. Если здесь все нормально, то необходимо завести мотор и дать ему поработать несколько минут, внимательно прислушиваясь к шуму. Важно убедиться, что подшипники турбины и система смазки работают правильно.

Правильный запуск турбированного мотора

Особого внимания требует запуск турбированного мотора. Здесь автолюбителю крайне не рекомендуется увлекаться подгазовкой. Некоторое время желательно дать двигателю поработать на холостых оборотах (минимум одну-две минуты). Конечно, турбодвигателю для достижения нужного давления достаточно всего лишь нескольких секунд, но этого времени явно будет недостаточно, чтобы все элементы двигателя хорошо смазались.

Если турбина поработает хотя бы несколько секунд без должной смазки на больших оборотах (в случае нажатия педали газа сразу же после запуска), она легко может выйти из строя. В лучшем случае ее срок эксплуатации просто уменьшится.

Правильная остановка турбированного двигателя

Глушить турбированный двигатель необходимо также с умом. Перед тем, как отключать зажигание необходимо дать хотя бы немного остыть мотору, которому при максимальных нагрузках приходится работать в режиме пиковых температур. Если сразу выключить зажигание, то это может привести к резкому перепаду температуры, а, значит, и к сокращению срока службы турбокомпрессора. Очень часто последний выходит из строя именно по причине неправильной эксплуатации. Вот почему нельзя глушить турбированный мотор сразу же после остановки автомобиля

Эксплуатация турбомотора при низких температурах

Турбированный двигатель необходимо правильно заводить при низких температурах. Если часто приходится эксплуатировать авто в мороз, то необходимо взять себе за правило сначала слегка проворачивать двигатель, а после этого производить запуск на холостых оборотах. В этом случае масло будет нормально циркулировать и постепенно заполнит систему. Перегрузки при таком запуске будут сведены к минимуму.

Начало движения

Никогда не начинайте движение на автомобиле с турбированным мотором пока последний не поработает на холостых оборотах хотя бы пару минут. Но здесь нужно знать меру. В холостом режиме двигатель должен работать не более получаса. В противном случае могут появиться протечки в наиболее слабых местах соединений из-за так называемого генерирования низкого давления. Да и выхлоп самого мотора в этом случае принимает синеватый оттенок.

Выводы

Эксплуатация турбированного двигателя требует особого подхода и об этом обязательно нужно помнить. Если все делать согласно рекомендаций в данной статье, можно избавиться от многих проблем и быть уверенным, что турбированный двигатель «проживет» очень долго.

О турбинах в целом
Турбины устанавливают как на бензиновые, так и на дизельные двигатели. Некоторые производители используют турбины низкого наддува. Давление, которое создает такая турбина, невысокое, ее основная цель заключается в создании турбулентных потоков воздуха, которые способствуют более качественному смешиванию бензина с топливом. Турбины высокого давления гораздо эффективнее. У моторов с турбиной высокого давления литровая мощность может быть в полтора раза выше, чем у атмосферного аналога. Но ее конструкция немного сложнее. Для того чтобы излишнее давление на высоких оборотах не повредило двигателю, инженеры придумали специальный клапан для устранения избыточного давления. Для многих турбомоторов обязательным атрибутом является интеркулер. Его задача – охлаждать воздух, нагретый турбиной. В холодном воздухе содержится больше кислорода при равном объеме. Современные системы впрыска позволяют практически полностью избавиться от такого явления, как «турбояма» (провал мощности при резком нажатии газа), характерного для двигателей более старой конструкции. В процессе эволюции турбин фактически все недостатки турбомоторов были исключены. Многие как за счет использование двух турбин для низких и высоких оборотов, так и за счет применения турбин с переменной производительностью – такие турбины имеют возможность менять наклон нагнетающих (компрессионных) лопастей. В итоге получили моторы высокой литровой мощности при компактных размерах самих агрегатов.
О работе турбины
Лопасти турбины под воздействием выхлопных газов вращаются с огромной скоростью — более ста тысяч оборотов в минуту. Ось, которая приводится в движение ведущей крыльчаткой, крепится с помощью подшипников скольжения к корпусу турбины. Для смазки подшипников используется моторное масло, которое подается под давлением. Как только двигатель перестает работать, давление масла резко падает, а обе крыльчатки, ведущая и нагнетающая, продолжают по инерции вращаться. Подшипники вала, на который насажены обе крыльчатки, оказываются без смазки. Вследствие таких перегрузок турбина начинает «кушать» масло. Через увеличившийся зазор смазка просачивается под нагнетающей крыльчаткой и попадает во впускной коллектор, а потом сгорает в цилиндрах. При сильном увеличении зазора турбина начинает выть. К тому же турбина не может долго держать высокие обороты без поступления соответствующего количества отработанных газов. Поэтому износ от масленного "голодания" в подшипнике качения сопровождается и другими побочными факторами. Например: после продолжительной работы двигателя с приличной отдачей мощности корпус турбины сильно разогревается от большого количества проходящих через неё раскаленных отработанных газов. Чаще всего турбина охлаждается протоком того же моторного масла. Если прекратить поступление этого потока, при остановке двигателя, обязательно происходит пригорание остатков смазки к деталям турбины, что приведет, со временем к накоплению нагара и неизбежному износу деталей. В этом случае справедливо принять решение к применению более качественного масла, будет больше шансов выжить. Хорошим решением для сохранения работоспособности турбины будет применение так называемого турбо-таймера. Устройство обеспечивает автоматическую задержку выключения двигателя после выключения зажигания на время, достаточное для того чтобы детали турбонадува успели остыть. Многие модели турбо-таймеров имеют даже индикацию температуры турбины и времени необходимого на остывание турбины. Турбо-таймер можно использовать как отдельно, так и совместно с автосигнализацией. Недостатком использования служит то, что при возможности перегрева турбины таймер может ее отключить в самый неподходящий момент. И приходится контролировать помимо скорости еще и работу турбины.
О поломках
ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ПОПАДАНИИ ИНОРОДНЫХ ЧАСТИЦ
Повреждения, появившиеся в результате попадания инородных предметов через корпус турбины или компрессора.
Такие повреждения явно видны на крыльчатке турбины и крыльчатке компрессора.
Запрещено использовать турбокомпрессор с поврежденными крыльчатками, т.к. Повреждения вызывают дисбаланс ротора, что может привести к полному разрушению турбокомпрессора и привести к серьезной поломке двигателя.

Читайте также:  Как включить автозапуск на брелке шерхан

НЕДОСТАТОЧНАЯ ПОДАЧА МАСЛА
Недостаток подачи масла может иметь следующие причины:
• неквалифицированная установка турбокомпрессора;
• длительный простой мотора;
• повреждена или засорена маслоподающая трубка;
• низкое давление масла вследствии неисправностей в системе смазки;
• низкий уровень масла или его отсутствие в картере;
• использование герметиков, которые могут попадать в маслоподающие каналы и блокировать или ограничивать поступление масла;
• незаполненный маслом масляный фильтр при смене масла (желательно «прокрутить» мотор, чтобы создать давление масла);
• старт мотора при еще неполностью заполненных масляных каналах.

ЗАГРЯЗНЕННОЕ МАСЛО
Повреждения из-за загрязненного масла
Обычно выглядят как глубокие царапины на подшипниках и валу. Для предупреждения таких повреждений используйте качественное масло и фильтры, рекомендованные ОЕ производителем.
Помимо регламентных ТО согласно спецификации автомобиля, масло и фильтры обязательно нужно менять при смене турбокомпрессора.
Причины повреждения из-за грязного масла могут быть такие:
• поврежденный, забитый или низкого качества масляный фильтр;
• грязь, попавшая во время сервисных работ;
• износ двигателя или частицы износа;
• не работающий перепускной клапан масляного фильтра;
• масло с пониженными смазочными свойствами.

Smart Roadster 2003

  • . лично от меня – Относитесь бережно к своим авто и они ответят вам взаимностью. Я на своём примере убедился в правильности всех своих действий. )) И теперь не возникает вопросов почему это мой автомобиль за 3года эксплуатации ни разу не ломался..))))))

    Статья с какого то сайта. ))

    Турбина работает все время. При включении зажигания выхлопные газы идут через коллектор в “улитку”, вращают вал с крыльчатками и они на холостом ходу просто перемешивают воздух. С ростом оборотов двигателя давление выхлопных газов растет, растут обороты турбины, она начинает эффективно сжимать воздух и посылать его в двигатель, постепенно выходя на рабочий режим наддува.

    Конструкция бензиновых и дизельных турбин практически одинаковая, но в бензиновых применяются более жаростойкие материалы по причине более высокой температуры выхлопных газов.

    Бытует мнение, что турбонаддув всегда увеличивает расход топлива. Это не совсем так. Воздух в цилиндры турбиной подается принудительно. Его больше. Поэтому можно окислять и сжигать топлива тоже больше, увеличивая тем самым мощность.

    Но, соответственно, и расход топлива.

    Поэтому, многое зависит от стиля вождения. При спокойной езде можно и с турбиной иметь мЕньший расход.

    Есть мнение, что ресурс турбины MCC Smart не более 100 тыс. км.

    На самом деле, да простят меня коллеги во всех странах мира, имеющие красивые сайты и многотысячные форумы – это дилетантское заблуждение!

    Конечно, из-за высоких тепловых нагрузок и высокой точности подгонки деталей компрессор, как очень точный и сложный механизм должен постоянно работать в идеальных условиях. Но при правильной эксплуатации ресурс любой турбины на самом деле не меньше ресурса двигателя. А при выполнении совсем несложных правил может даже превысить его.

    Поэтому я возражаю, что ресурс турбины MCC Smart – 100 тыс. км, но абсолютно согласен, что большинство из них умирают мучительной смертью от махровых насильников и особенно очаровательных садисточек за рулем

    Ресурс турбины абсолютно всегда снижается по причине неправильной эксплуатации. Прежде всего в отсутствии своевременного контроля за уровнем масла и ухода за двигателем и турбиной.

    Использование не рекомендованного производителем или масла низкого качества, несоблюдение периодичности его замены, перегазовки на холодном моторе, мгновенное выключение двигателя без предварительной выдержки в режиме холостого хода после поездки, превышение промежутков замены масляных, воздушных и топливных фильтров, а также любые иные случаи масляного голодания механизмов – это главные причины снижения ресурса турбины, выхода ее из строя и абсолютно закономерное последующее убивание двигателя.

    Многие очень неверно думают, что турбо-двигатель не требует никаких специальных навыков при эксплуатации. Это очень вредное, неверное и распространенное заблуждение.

    На самом деле сложного в езде на автомобиле с турбиной ничего нет. Требуется лишь элементарная аккуратность и неукоснительное соблюдение нескольких простейших правил:

    При холодном запуске даже современные синтетические масла с большим трудом проходят через масляные каналы 1,5-2 мм опорного и 0,8-1,2 мм упорного подшипников. Именно в этот момент несоответствие характеристик любого качественного, но неподходящего мотору MCC Smart масла, либо низкое давление масляного насоса на холостом ходу или любые резкие нагрузки быстрой езды на недостаточно прогретом двигателе могут вызывать масляное голодание соответствующих пар трения.

    При пуске двигателя MCC Smart компьютерная система управления сама устанавливает частоту вращения коленчатого вала, которая по мере прогрева снижается.

    Кстати, если в баке плохое топливо и обороты двигателя начинают «плавать», то категорически нельзя искусственно увеличивать их частоту при прогреве.

    Читайте также:  Как узнать модель навигатора

    На времени прогрева это почти не скажется, но поскольку частота вращения ротора турбины не связана напрямую с частотой вращения коленчатого вала, а подчиняется более сложному закону, неизбежно возникает эффект масляного голодания подшипникового узла турбины. Ведь уже на холостом ходу частота вращения ротора малоразмерной турбины MCC Smart более 30 тыс. об/мин.

    Поэтому и летом, и особенно зимой, запустив двигатель, долго прогревать на холостых его не следует. Как только электронная система запуска сама сбросит обороты, через пару минут уже двигаться, прогревая его на ходу. При этом, первый километр надо ехать не спеша, не допуская сильных перегазовок.

    Пока двигатель не нагреется, пока не загорится 1-е яйцо, масло имеет высокую вязкость, плохо прокачивается, тепловые зазоры устанавливаются постепенно. Нагрев деталей турбины и температурные расширения идут с разной скоростью.

    А поскольку маленький алюминиевый двигатель, особенно в холодное время, остывает очень быстро, то практически каждый выезд даже после стоянки очень желательно начинать «со стиля черепахи», постепенно переходя на «галоп»

    Также плохо в понтовом режиме «крутой гонщик» даже на прогретом двигателе газовать, стоя на месте. Обороты коленчатого вала стремительно падают, а ротора турбины, связанного не напрямую, а давлением выхлопных газов снижаются с опозданием. Резкий сброс оборотов коленвала резко снижает подачу масла шестеренками масляного насоса, создавая масляное голодание в подшипниках турбины.

    Не менее вредно перегревать турбину долгой ездой на высоких оборотах. Хотя, машина ваша, газуйте и гоняйтесь на здоровье.

    Но тогда уже не нойте, выкладывая на запчасти и ремонты сотни евро.

    Старайтесь не летать по лужам, особенно в теплое время – мгновенное охлаждение корпуса турбины и чугунного коллектора приводит к их растрескиванию. Любая трещина с каждым пуском/остановкой мотора начнет неизбежно разрастаться, что приведет к нестабильности завихрения воздушной петли Архимеда в полости коллектора, а также опасности повреждения крыльчатки со всеми закономерными и неизбежными наждачно-дисбалансирующими последствиями.

    Следите за системой зажигания и впрыска. Неисправности и загрязнения здесь тоже приводят к перегреву турбины.

    Не скупитесь на замену высоковольтных проводов зажигания и Anamegator, снимающий абсолютное большинство всех вышеназванных проблем.

    Выключение двигателя без предварительной выдержки работы в режиме холостого хода значительно ускоряет износ турбины.

    Горячие выхлопные газы при езде разогревают детали почти до 1000 градусов и в случае мгновенной остановки двигателя по приезду происходит коксование подшипникового узла турбины продуктами термического разложения моторного масла, которое в тяжелых случаях настолько сильное, что может привести к заклиниванию ротора. Даже при незначительном коксовании подшипников вращение ротора затруднено, происходит снижение давления наддува и мощности двигателя и появление черного дыма из выхлопной трубы.

    Поэтому приехав куда нужно и остановившись, не глушите двигатель сразу, а каждый раз попросту дайте ему поработать на холостых минуту-другую, чтобы турбина и детали двигателя немного остыли.

    С уменьшением нагрузки на двигатель температура выхлопных газов падает и их вентилирующий эффект постепенно эти детали охлаждает.

    Регулярно проверяйте уровень моторного масла и даже не запускайте двигатель, если его уровень ниже нормы.

    Моторное масло используйте рекомендованное производителем, высокого качества и меняйте его регулярно и своевременно.

    Не верьте советчикам, которые утверждают, что турбированный мотор может работать на любом качественном масле.

    Турбонаддув работает в предельно жестких условиях высочайших температур и оборотов. Высокие скорости вращения раскаленных подшипников скольжения, которые изготовлены из специальных материалов с оптимально подобранными зазорами надежно работают при температуре не более +150?

    Значение чистоты и охлаждения здесь просто невозможно переоценить!

    Превышение температуры просто разрывает масляный слой в результате разжижения масла. Пусть и хорошего качества но, несоответствующие, нерекомендованные производителем моторные масла быстро окисляются, теряют свои смазочные и охлаждающие свойства.

    Поэтому просто необходимо применять специальные масла для турбированных двигателей + Anamegator, как самое высокоэффективное и проверенное средство.

    Поскольку зазоры в парах вал/подшипник и подшипник/корпус очень малы и соизмеримы с размерами ячеек масляного фильтра, то в случае любого MCC Smart следует менять моторное масло каждые 7-10 тыс. км вместе с качественным масляным фильтром.

    С каждой заменой масла требуется менять (а не продувать сжатым воздухом, что не дает на самом деле никакого толку) воздушный фильтр, а через раз – топливный фильтр.

    Состояние турбины определить можно запросто. Положить под выхлопную чистый белый лист бумаги и, запустив холодный двигатель, газануть. Если на белом листе появились черные точки от вылетевших капель масла, то турбина «на подходе» к ремонту.

    Как правило неизбежны обгорание лопаток или вовсе разрушение колеса турбины, трещины и разрушения выпускного коллектора, обгорание и разрушение механизма регулируемого соплового аппарата у дизельных двигателей.

    MCC Smart теряет мощность, опытному уху слышны специфические тревожные шумы и звуки. При разрушениях ротора происходит выброс масла в зону выпускного коллектора и закономерный дымовой след во время полета.

    Возможность ремонта турбины зависит от степени износа деталей. В большинстве случаев турбину можно и нужно восстанавливать. Но в некоторых случаях ее дешевле заменить, чем отремонтировать.

    При капитальном ремонте двигателя, игнорирование ремонта турбины очень скоро приведет Владельца и его Жабу к неизбежному новому ремонту.

    Выпускные коллекторы на MCC Smart до 2002 года трескаются довольно часто и ездить с таким не рекомендуется пока не выполнен ремонт двигателя и турбины ибо денег в дальнейшем на ремонт потребуется значительно больше.

    Для замены турбины нужна обязательно новая прокладка выпускного коллектора, прокладки масляных трубок охлаждения и набор шпилек-гаек. Внимание! Установка турбины на герметик автоматически убивает ее в самом ближайшем будущем!

    Демонтаж турбины, снижая на 50% мощность и крутящий момент, самым прямым образом влияет на работу двигателя. Ведь он конструктивно рассчитан на пониженную степень сжатия для уменьшения детонации и на определенный объем подаваемого в цилиндры воздуха и топливной смеси. Поэтому при острой необходимости ехать турбину можно заглушить, но сделать это необходимо, не создавая лишнего сопротивления на всасывании и выхлопе, что будет перенапрягать ослабленный двигатель.

    Читайте также:  Щетки стартера рено дастер

    Лучше этого не делать потому, что на ресурсе в любом случае скажется.

    Лучше чинить турбину.

    Мой личный опыт организации ремонтов двигателей MCC Smart со всей их спецификой, закономерно привел к неизбежности ремонта их миниатюрных турбин.

    Но «коллективный разум» MCC Smart Club BY на сегодня имеет контакты с лучшими специалистами по восстановлению турбин на уникальном дорогостоящем импортном балансировочном оборудовании и поэтому очередная проблема успешно преодолена.

    Турбина MCC Smart задумана, спроектирована и выполнена, как очень компактный, надежный и высокоэффективный механизм. Ее конструкция обеспечивает высочайшую прецизионную точность настройки поскольку ей приходится крутиться в немыслимом диапазоне оборотов при крайне высоких пограничных температурах.

    И всякие там несознательные либо попросту технически невежественные люди за рулем повсеместно просто убивают этот важнейший орган организма MCC Smart самыми элементарными глупыми действиями – неряшливой ездой и экономией на воздушных, топливных, масляных фильтрах, моторном масле и качестве топлива.

    Турбина может благополучно работать лишь в идеальной чистоте. Как та самая форель в пруду – если вокруг грязь, то она задыхается и дохнет. А грязь на турбину, которой ее повсеместно пичкают неразумные владельцы MCC Smart приходит к ней по трем каналам – с подачей воздуха, с выхлопными газами и через смазывающее ее моторное масло.

    Если воздушный фильтр дешевый, а значит не лучшего качества от плохого производителя или даже дорогой, но уже грязный, то он неизбежно пропускает мелкий сор и песок, которые, шлифуя до блеска приводную крыльчатку, постепенно все больше и больше повреждает, то есть дисбалансируют компрессорное колесо турбины. Возникает паразитная вибрация, которая медленно, но неизбежно разбивает подшипник в хлам.

    Плохое топливо, приводящее к нестабильности термических процессов двигателя, образованию лако-нагаро-отложений, загрязняет выхлопные газы, которые, раскручивая приводную крыльчатку турбины, постоянно повреждают ее грязевыми частицами и разрушаемыми металическими абразивами двигателя, возникающими вследствие отрицательной термостабильности.

    Например: с выхлопом постоянно вылетают частички разрушающегося шатуна, клапана, свечи накала…

    Моторное масло, проходящее через ось вала, будучи дешевым минеральным или просто плохого качества, или просто «сработавшимся» по причине постоянно высоких оборотов, неквалифицированного переключения передач, долгого пробега или многолетней стоянки очень быстро «съедает» опорный подшипник, поскольку все они, как шатунные и коренные вкладыши делаются из достаточно мягкого металла. Подшипники повсеместно царапаются и разбиваются, теряется их точная цилиндрическая форма, вырабатывается осевой элипс, влекущий за собой разбалансировку и выход из строя всего дорогостоящего агрегата.

    В результате – уменьшенный пробег и крайне дорогостоящий ремонт. Сэкономив на расходниках – фильтрах, маслах, топливе и современных высоко-технологических добавках, нерадивый владелец теряет в разы больше денег, как итог.

    В большинстве мною наблюдаемых случаев картина выглядит следующим образом:

    Приглядывает желающий MCC Smart, приговаривая «чего они такие дорогущие эти мелкие» и, после долгих моральных терзаний пригоняют ему из близлежащей страны чего-то за 3 копейки.

    Этот экземпляр, изрядно побегавший по Европе, худо-бедно едет. Наступает эйфория. Утренние холодные пуски и невидимое масляное голодание подшипникового узла турбины кратковременное и к поломкам не приводит.

    MCC Smart масло жрет, но хозяин/хозяйка питомца любит и иногда поит новой дозой.

    Однако, регулярные небольшие повреждения деталей накапливаются. Радиальные и осевые зазоры/люфты ротора увеличиваются.

    Весь процесс растянут во времени и владелец, а тем более владелец/владелица MCC Smart ничего не замечает потому, что снаружи ничего не видно, а что масло летит в трубу, так это же у всех MCC Smart говорят норма.

    По мере увеличения люфтов ротора нарушается нормальная работа уплотнений, которые изнашиваются все больше, уход масла растет.

    На этой стадии, как правило, раздается первый звонок и после моего осмотра, ощупывания, принюхивания, прислушивания и Приговора он/она пропадает надолго.

    А, как правило, пропадает в поисках более лояльных экспертов, которые сердобольно рекомендуют ему/ей перейти на менее дорогое и более низкого качества масло, что закономерно увеличивает процесс убивания турбины и двигателя.

    Автомобиль, как замечательное инженерное творение от Mersedes динамики не теряет, расход топлива не изменяется, двигатель заметно глазу не дымит.

    Хотя владельцу/владелице турбированного MCC Smart надо самым пристальным образом следить за расходом масла и если он возрос даже немного, а поведение автомобиля не изменилось – это первый признак начала процесса разрушения и повод к срочной диагностике, которая может закончиться своевременным и незначительным ремонтом. Ведь небольшие повреждения успешно лечатся заменой ремкомплекта турбины и приведением масляной системы двигателя в полный порядок за небольшие деньги.

    Но люди страсть, как любят умничать, сплошь и рядом считая, что все поголовно их пытаются развести на бабло.

    Что, в общем-то, и делают с собою сами!

    Они забивают на возросший расход масла и продолжать эксплуатацию, а растущее в геометрической прогрессии накопление повреждений продолжается до тех пор, пока не достигнет критической величины.

    Люфты ротора начинают превышать зазоры между рабочими колесами и корпусными деталями. Жаропрочное колесо турбины начинает касаться чугунного корпуса на частоте вращения 150 000 об/мин. В таких случаях ремонтировать уже нечего.

    При этом владелец/владелица совершенно уверены, что все произошло «вдруг и сразу», а до этого все было просто отлично, забывая и совершенно игнорируя все предупреждения, описанные выше.

    Потому и звонит мой мобильник довольно часто: «Лео, подскажи, дорогой пылз! А где бы это починить подешевле двигатель и, наверное, (наивные турбину.

    Да не «наверное», а, как пить дать абсолютно и закономерно тысяча % точно!

    Комментировать
    0 просмотров
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    No Image Автомобили
    0 комментариев
    No Image Автомобили
    0 комментариев
    No Image Автомобили
    0 комментариев
    Adblock detector