No Image

Как разжигать примус эверест

СОДЕРЖАНИЕ
269 просмотров
21 января 2020

Горелка туристическая – полезное изобретение, значительно облегчающее жизнь туриста. Ее «прародитель» — обычный бытовой примус, который был сделан в 1892 г. в Швеции Францем Линдквистом. Позже изобретатель стал основателем одноименного концерна, а слово «примус» стало обозначать всю категорию компактных бесфитильных устройств для приготовления пищи, работающих на керосине и других видах топлива.

В России этот бытовой прибор популярен с 20-х годов XX века. В середине века, когда из повседневного обихода он был постепенно вытеснен газовыми и электрическими плитами, его взяли на вооружение туристы. Появились специальные модели известные как примус туристический.

Большинство путешественников оценили преимущества горелки для похода, хотя до сих пор находятся люди, которые предпочитают готовить на костре.

Надеюсь, что приведенные мною ниже аргументы убедят вас в необходимости туристического примуса, ведь он не только удобен и экономит время, но и бережет окружающую среду.

Горелка туристическая: преимущества

  • Горелка походная в 2 раза уменьшает время необходимое на организацию завтрака, обеда, ужина. Костер требует сбора дров и розжига, что особенно усложняется плохими погодными условиями, отсутствием сушин (из-за большого количества туристов или молодости леса);
  • В походах по безлесной зоне (например, горных, по тундре) горелка туристическая – это единственная возможность приготовить горячую пищу;
  • Туристический примус выручает также, если маршрут проходит через заповедники, национальные парки и прочие места, где нельзя жечь костры;
  • Любое новое кострище это вред природе, например, в тундре оно зарастает в течение пары сотен лет, в средней полосе – 2-3 года. Горелка походная бережёт природу;
  • В отличии от горелки, костер это не только тепло и огонь, но и сильный запах гари и дыма, которым пропитываются все вещи. Чем длиннее поход, тем сильнее вонь, которая особенно досаждает окружающим, если возвращение из похода происходит поездом или автобусом.

Примус туристический: виды и их эволюция

В советские времена горелка походная была представлена несколькими видами, с каждым из которых мне пришлось иметь дело.

Виды советских походных горелок:

  • Насосного типа (давление в топливном баке подкачивается насосом);
  • Безнасосного типа (давление поднимается за счет нагрева);
  • Инфракрасные.

Горелки для походов насосного типа представлены целым семейством «Шмелей»: от 1 до 4 номера.

«Шмель-1», копия австрийского «Phoebus 625». Один из самых первых советских примусов туристических, он отличался надежностью, но был при этом очень громоздким.

«Шмель-2» – его более миниатюрная копия с установленной ветрозащитой, которая дожила до наших дней. Дальнейшее улучшение конструкции советскими инженерами не пошло «Шмелю» на пользу.

«Шмель-3» –это спаренный шмель-2 с двумя горелками под большой овальный котелок-вставку, он не прижился в туризме из-за своих размеров и веса.

«Шмель-4» – хоть и отличался от всех предыдущих своих собратьев современным дизайном, был невзлюблен туристами из-за проблем с подачей топлива. Клапан шарикового типа, который регулировал подачу топлива и ранее был игольчатым, все время залипал в форсунке.

Для того, чтобы разжечь такой примус туристический надо было накачать давление насосом (примерно 20 «качков»), на специальную разогревочную тарелочку под головкой примуса положить кусочки сухого горючего (сухого спирта). В течение минуты оно горит, прогревая топливную систему и на последних языках пламени, прилагающимся ключом, необходимо было плавно открыть клапан подачи топлива. Заранее прогретый примус, без копоти, начинал свою работу, шумя как одноименное насекомое.

Плохо прогретый «Шмель» горел факелом, а не голубой розочкой, как это должно было быть. В этом случае бензин плохо прогорал и засорял гарью топливную систему походной горелки. Недавно я провел эксперимент по розжигу примуса «Шмель 2», который был выпущен в 1984 г. Он удался!

Горелки для похода безнасосного типа представлены примусами «Огонек» и «Туристский».

«Огонек» — копия немецкого «Juwel 84». Преимущества – миниатюрность размера и веса (размер с кружку), простота конструкции, т.к. нет насоса, который все-время ломается. В советские времена примус туристический «Огонек» называли мечтой туриста.

«Туристский». Маленький чемоданчик, который сам раскладывается, также «слизан» отечественной промышленностью с иностранных образцов – на этот раз шведского «Optimus 8r hunter». Главные его достоинства — компактность и устойчивость.

Обе эти горелки туристические разогревались гораздо дольше, чем «Шмели» из-за отсутствия насоса.

Полезные статьи:

Инфракрасный примус туристический (нагреватель) «Эверест». Появился в продаже позже, чем описанные выше модели. Где-то в конце 80-х. Хоть и работал на бензине, но открытого пламени не имел. Вместо форсунки — радиатор, который до красна разгорался. Главный его недостаток – габариты и вес (более 2-х килограммов). Сегодня выпускаются современные обогреватели печи солярогаз, которые используются вместо железной печи в зимних походах, на них также готовят пищу.

В настоящее время некоторые советские модели до сих пор выпускаются. Так, горелка туристическая «Шмель-2» известна сегодня под именем «Дастан» и производится в Киргизии. Украинский производитель «Мотор Ciч» творчески переработал несколько советских моделей и создал на их базе собственные: «Мотор Ciч ПТ-2», «Мотор Ciч ПТ-3», «Мотор Ciч ОИБ-2С» (инфракрасный обогреватель).

Удивляют эти чудеса постсоветской технологической мысли своим немалым весом — от 1,5 до 2,5 кг. И отнюдь не копеечной ценой от 1400 до 2500 руб. Выглядят они также непритязательно, как и их пращуры – советские горелки туристические. Подробнее о них и других современных бензиновых горелках можно прочитать в отдельной статье.

Читайте также:  Как прокачать тормоза на киа соренто

Современные виды походной горелки

С наступлением рыночной экономики в России появились современные модели различных горелок для похода ведущих западных производителей, а потом и их азиатских конкурентов. В отличие от советских примусов, зарубежные ноу-хау работают как на бензине, так и на других видах топлива.

Виды современных походных горелок:

  • Газовые горелки (работают от газового баллона);
  • Жидкотопливные горелки (работают на бензине, керосине, солярке);
  • Мультитопливные горелки (работают и от газа и от жидкого топлива).

В числе ведущих производителей можно назвать шведскую компанию Primus, корейскую Kovea, французскую ADG, американскую MSR и целый ряд других, в т.ч. и китайских.

Отличается их продукция не только эргономичной и удобной конструкцией, но и небольшим весом от 77 до 1,200 гр., а также широким разбросом цен – от 500 руб. до 10 000.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что каждый современный турист сегодня имеет возможность выбрать для себя либо традиционный примус туристический, наподобие тех, с которыми ходили в походы еще наши мамы и папы (и даже бабушки и дедушки), либо современные конструкции горелок для похода. Но, чтобы вы не выбрали — любая горелка это гораздо лучше, чем ее отсутствие.

Дмитрий Рюмкин специально для Заброска.рф

Про примусы.

компиляция сообщеий форума

29.08.2000 15:14.16
После большого "гемороя" с примусами, было выявлено два нормальных. Один называется "Эверест". Хорош всем! На нем можно и разогреть еду, и обсушится если промок. Там есть рефлектор. Использует бензин. Очень надежен, можно использовать как в палатке, так и в ПСН. Минус один — хрен найдешь! (ищу уже месяц!). Второй — безымянный "примус туристический", представляет собой брикет размерами 12х12 см и высотой 10 см. Раскладывается на две половинки. Заправляется 120 гр. бензина, хватает на 55 минут работы (по паспорту), не требует подкачки воздуха. При морозе разогревается сухим спиртом или тем же бензином, а так даже этого не надо. Надежен, компактен, легок, дешев. Минусы — нельзя использовать в палатке, желательно заказать из жести (латуни, меди и пр.) накладку на горелку и корпус горелки, а так же жиклер. При сильном ветре необходимо ставить загородочку, что б пламя не задувало (на момент разогрева).
Выводы: оба примуса достойны — смотря для чего использовать. Если пеший поход и каждый грамм на счету — брикетик, если есть машина или идет несколько человек (и самое главное — удалось достать!) — то однозначно "Эверест".
Как резерв можно дома держать и пару "Шмелей" :-))) Только это г. может отказать в любой момент. И среди них большое количество брака вылезает после нескольких раз эксплуатации. И по закону подлости — в самый серьезный момент.
По топливу: я использую 92 бензин. Залил из канистры в бак, а остатки (грамм 600) в бутылку из под "пепси", получается достаточно практично. Если "безлошадный", можно купить на заправке 76 литра 2-4 и хватит на ого-го сколько! Для разогрева вожу с собой сухой спирт наколотый(!) на кусочки в баночке из под асперина УПСА (там осушитель в крышке!). Так что вот.
Боб

29.08.2000 15:35.50
А мой "Шмель" оттрубил 10 лет без единого замечания и почил в пучине вод (выпал из баркаса вместе с ухой при столкновении с топляком. По реке плавала вареная рыба – зрелище было!).
Обсуждение советских машин и механизмов сродни вопросу: "Золотой ключ – хорошая лотерея?" Кому как повезет. Вон на "лодках и катерах" до сих пор баталия – совсем гно наши моторы, или не совсем. А Эверест я сегодня гляну в "своем турмаге". По-моему видел!
Влад-Донбасс

29.08.2000 15:50.18
Влад-Донбасс
"Шмель" как повезет. Из 6 штук (по всем знакомым плюс у меня), только один проработал нормально долго и без проблем (у моего отца), ну мой еще прослужил сносно (отказал хитро и подло!, хотя можно и починить). На рыбалке нет времени заниматься ремонтом или чисткой — надо ловить (или пытаться ловить), а "Шмели" раз на раз не приходится! А вот "Эверест" и надежнее, и неприхотливее, и более многофункционален!
p.s. Увидешь в продаже "Эверест" — глянь почем, пожалуйста! И скажешь где видел? Заранее — спасибо!
Боб

29.08.2000 16:30.54
Боб, рассказываю.
Маг.". ", ст.метро "Лесная".
Примус "Эверест-2" 620 рэ., насос унифицирован со Шмелем, поэтому ЗИП (манжеты) можно купить там же, 37 рэ. Гарантия магазина — 2 недели, завода – 18 мес. Ну, что знал – рассказал.
Влад-донбасс

29.08.2000 18:12.38
По "Шмелям" – у меня парочка просто взорвалась. Газ на много лучше, да и руки (и след приманки) не так воняют.
Минька

31.08.2000 14:20.14
Хе-хе.
Поехал вчера в вышеназванный магазин ". " прикупить примус Эверест. Хорошие там люди, душевные — и так примус поветтели и эдак. А я их спрашиваю — "Если нет открытого огня, как же его поджигать?". Люди задумались. Решили провести эксперимент. Вышли на улицу, залили, стали прогревать, а он возьми да загорись — ВЕСЬ.
Через клапан гад бензин гонит.
Пошли они за другим, да не вернулись — текучка заела. Пождал я, подождал, да и плюнул на них. Хорошие люди, но торговать не умеют. Торговать надо так, чтоб "клиент забыл обо всём на свете". Так что проверяйте примус не отходя от кассы.
ЗЫ. Открытая бутылка бензина и сух.горючее у них теперь есть.
ryba

Читайте также:  Как проверить датчик скорости дэу нексия

31.08.2000 14:33.44
Книф(В смысле ryba)-"заметьте, не я предложил!" Это бл..ский примус мне сразу не понравился при осмотре в магазине.
ВСЕ советское должно быть не сложнее Запорожца, т.к. проще некуда! А эти все электронные запуски, многофункциональность, скрытый поджиг и д.т. – геморрой однозначно. Набрали в этот маг не турье, как в другие маги, а рафинированных интеллов. Но меня спросили, где продаются Эвересты – я ответил.
Так что, Шмеля мне никто не подарит?! А то чуть ли ногами их пинали по гаражам!
Донбасец

Первая портативная горелка, топливом для которой служил сжиженный газ, была создана компанией Primus в Швеции вскоре после войны, и по имени компании все подобные устройства стали называть примусами. Примус предназначался для бытовых целей, но как только появились компактные газовые баллоны, была создана и первая походная газовая горелка. Несмотря на то, что туристическая газовая горелка и бытовой примус – это разные устройства, в России люди очень часто называют горелку туристическим примусом.

Газовая горелка

Наиболее распространенным вариантом туристической горелки является газовый примус. Это очень простая в использовании вещь: сама горелка компактная и легкая, а топливо для нее продается в стандартизированных баллонах. Ее очень просто включить, она безопасна, так как пламя очень маленькое, нет вспышки. Можно даже готовить в палатке, если на улице плохая погода. Существуют очень легкие горелки, вес которых не достигает даже 100г.

Эта модель практически идеальна по безопасности. Тем не менее, помните о том, что во время накручивания газового баллона на горелку вы все же иногда выпускаете газ, который может впоследствии загореться, поэтому не производите эту операцию в палатке.

Такая газовая горелка подходит большинству туристов, которые ходят в походы, кроме любителей зимнего туризма: газ плохо горит при температуре ниже -30. Также газовой горелки может оказаться недостаточно, чтобы обеспечить пищей большое количество людей: ее мощность относительно невелика.

Недостатки такого выбора – в газовых баллонах. Во-первых, их нельзя утилизировать в природных условиях, поэтому нужно таскать с собой лишнюю тяжесть до ближайшего очага цивилизации. Во-вторых, газ запрещено провозить в самолетах, а цены на баллоны в удаленной местности могут быть сильно завышены.

Горелка на жидком топливе

Такая горелка подойдет тем, кто совершает походы в зимнее время. Например, для восхождений на горные вершины жидкое топливо подходит гораздо лучше, чем газ. Также, только жидкая горелка обладает достаточной мощностью, чтобы быстро приготовить пищу и согреть чай для большого количества людей.

Жидкотопливные горелки могут «питаться» исключительно определенным видом топлива или же могут потреблять разные его виды – это мультитопливный вариант. Его можно было бы назвать оптимальным, если бы не одна особенность: такие горелки нужно постоянно чистить.

Важные моменты при выборе туристического примуса

Какой бы тип горелки вы ни предпочли, обязательно присмотритесь к следующим характеристикам. Первое, что нужно уточнить – это время закипания 1л воды. Считается, что замер происходит при комнатной температуре. Так вы сразу увидите, насколько подходит вам производительность горелки.

Затем обратите внимание на максимальный расход топлива. Желательно выбирать как можно более экономичный вариант. Это особенно важно, если вы ходите в пешие походы, ведь баллоны придется нести в рюкзаке. Также очень важными свойствами будут вес и размеры горелки.

Различные дополнительные опции не имеют особого значения. Самыми важными среди них можно считать регулятор мощности пламени и пъезоподжиг.

Горелка туристическая – полезное изобретение, значительно облегчающее жизнь туриста. Ее «прародитель» — обычный бытовой примус, который был сделан в 1892 г. в Швеции Францем Линдквистом. Позже изобретатель стал основателем одноименного концерна, а слово «примус» стало обозначать всю категорию компактных бесфитильных устройств для приготовления пищи, работающих на керосине и других видах топлива.В России этот бытовой прибор популярен с 20-х годов XX века. В середине века, когда из повседневного обихода он был постепенно вытеснен газовыми и электрическими плитами, его взяли на вооружение туристы. Появились специальные модели известные как примус туристический.

Большинство путешественников оценили преимущества горелки для похода, хотя до сих пор находятся люди, которые предпочитают готовить на костре.

Надеюсь, что приведенные мною ниже аргументы убедят вас в необходимости туристического примуса, ведь он не только удобен и экономит время, но и бережет окружающую среду.

Горелка туристическая: преимущества

Горелка походная в 2 раза уменьшает время необходимое на организацию завтрака, обеда, ужина. Костер требует сбора дров и розжига, что особенно усложняется плохими погодными условиями, отсутствием сушин (из-за большого количества туристов или молодости леса);

В походах по безлесной зоне (например, горных, по тундре) горелка туристическая – это единственная возможность приготовить горячую пищу;

Читайте также:  Хендай ix35 замена заднего ступичного подшипника

Туристический примус выручает также, если маршрут проходит через заповедники, национальные парки и прочие места, где нельзя жечь костры;

Любое новое кострище это вред природе, например, в тундре оно зарастает в течение пары сотен лет, в средней полосе – 2-3 года. Горелка походная бережёт природу;

В отличии от горелки, костер это не только тепло и огонь, но и сильный запах гари и дыма, которым пропитываются все вещи. Чем длиннее поход, тем сильнее вонь, которая особенно досаждает окружающим, если возвращение из похода происходит поездом или автобусом.

Примус туристический: виды и их эволюция

В советские времена горелка походная была представлена несколькими видами, с каждым из которых мне пришлось иметь дело.

Виды советских походных горелок:

Насосного типа (давление в топливном баке подкачивается насосом);
Безнасосного типа (давление поднимается за счет нагрева);
Инфракрасные.

Горелки для походов насосного типа представлены целым семейством «Шмелей»: от 1 до 4 номера.
«Шмель-1», копия австрийского «Phoebus 625». Один из самых первых советских примусов туристических, он отличался надежностью, но был при этом очень громоздким.
«Шмель-2» – его более миниатюрная копия с установленной ветрозащитой, которая дожила до наших дней. Дальнейшее улучшение конструкции советскими инженерами не пошло «Шмелю» на пользу.
«Шмель-3» –это спаренный "Шмель-2" с двумя горелками под большой овальный котелок-вставку, он не прижился в туризме из-за своих размеров и веса.
«Шмель-4» – хоть и отличался от всех предыдущих своих собратьев современным дизайном, был невзлюблен туристами из-за проблем с подачей топлива. Клапан шарикового типа, который регулировал подачу топлива и ранее был игольчатым, все время залипал в форсунке.

Для того, чтобы разжечь такой примус туристический надо было накачать давление насосом (примерно 20 «качков»), на специальную разогревочную тарелочку под головкой примуса положить кусочки сухого горючего (сухого спирта). В течение минуты оно горит, прогревая топливную систему и на последних языках пламени, прилагающимся ключом, необходимо было плавно открыть клапан подачи топлива. Заранее прогретый примус, без копоти, начинал свою работу, шумя как одноименное насекомое.

Плохо прогретый «Шмель» горел факелом, а не голубой розочкой, как это должно было быть. В этом случае бензин плохо прогорал и засорял гарью топливную систему походной горелки. Недавно я провел эксперимент по розжигу примуса «Шмель 2″, который был выпущен в 1984 г. Он удался !

Горелки для похода безнасосного типа представлены примусами «Огонек» и «Туристский».
«Огонек» — копия немецкого «Juwel 84». Преимущества – миниатюрность размера и веса (размер с кружку), простота конструкции, т.к. нет насоса, который все-время ломается. В советские времена примус туристический «Огонек» называли мечтой туриста.
«Туристский». Маленький чемоданчик, который сам раскладывается, также «слизан» отечественной промышленностью с иностранных образцов – на этот раз шведского «Optimus 8r hunter». Главные его достоинства — компактность и устойчивость.Обе эти горелки туристические разогревались гораздо дольше, чем «Шмели» из-за отсутствия насоса.

Инфракрасный примус туристический (нагреватель) «Эверест». Появился в продаже позже, чем описанные выше модели. Где-то в конце 80-х. Хоть и работал на бензине, но открытого пламени не имел. Вместо форсунки — радиатор, который до красна разгорался. Главный его недостаток – габариты и вес (более 2-х килограммов). Сегодня выпускаются современные обогреватели печи солярогаз, которые используются вместо железной печи в зимних походах, на них также готовят пищу.В настоящее время некоторые советские модели до сих пор выпускаются. Так, горелка туристическая «Шмель-2» известна сегодня под именем «Дастан» и производится в Киргизии. Украинский производитель «Мотор Ciч» творчески переработал несколько советских моделей и создал на их базе собственные: «Мотор Ciч ПТ-2», «Мотор Ciч ПТ-3», «Мотор Ciч ОИБ-2С» (инфракрасный обогреватель).

Удивляют эти чудеса постсоветской технологической мысли своим немалым весом — от 1,5 до 2,5 кг. И отнюдь не копеечной ценой от 1400 до 2500 руб. Выглядят они также непритязательно, как и их пращуры – советские горелки туристические.

Современные виды походной горелки

С наступлением рыночной экономики в России появились современные модели различных горелок для похода ведущих западных производителей, а потом и их азиатских конкурентов. В отличие от советских примусов, зарубежные ноу-хау работают как на бензине, так и на других видах топлива.

Виды современных походных горелок:

Газовые горелки (работают от газового баллона);
Жидкотопливные горелки (работают на бензине, керосине, солярке);
Мультитопливные горелки (работают и от газа и от жидкого топлива).

В числе ведущих производителей можно назвать шведскую компанию Primus, корейскую Kovea, французскую ADG, американскую MSR и целый ряд других, в т.ч. и китайских.

Отличается их продукция не только эргономичной и удобной конструкцией, но и небольшим весом от 77 до 1,200 гр., а также широким разбросом цен – от 500 руб. до 10 000.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что каждый современный турист сегодня имеет возможность выбрать для себя либо традиционный примус туристический, наподобие тех, с которыми ходили в походы еще наши мамы и папы (и даже бабушки и дедушки), либо современные конструкции горелок для похода. Но, чтобы вы не выбрали — любая горелка это гораздо лучше, чем ее отсутствие.

Комментировать
269 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector